Ежегодно прихожане Свято-Троцкого храма посёлка Одоева проводят семейный автопробег, приуроченный ко дню памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских. В этом году путешествие проходило по маршруту Одоев — Истра – озеро Селигер – Ржев — Одоев.
В ранний рассветный час от Троицкой церкви стартовала колонна из девяти машин с белыми ромашками на стёклах. Спустя долгие часы пути, паломники въехали в небольшой старинный городок Истру, расположенный в Московской области. Сеть узких улиц вскоре слилась в одну, ведущую к живописному холму, на котором стоял удивительной красоты монастырь, названный Новым Иерусалимом. Белокаменные его стены венчались бирюзовыми и золотыми куполами, так, должно быть, величественно сверкающими с солнечный день. В этот раз с погодой путникам не повезло: продолжительно стоящая жара резко сменилась промозглым дождиком и прохладным ветром. Однако это обстоятельство вовсе не помешало весёлому настроению и взрослых, и детей. Внутри собора, в центральной его части, погружённой в лёгкий полумрак, взору открылась маленькая постройка, нечто вроде небольшой часовни – Кувуклия. Так называется строение, воздвигнутое на месте захоронения тела Иисуса Христа в Иерусалиме.
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря восходит к семнадцатому веку. Живший в то время патриарх Никон решил воссоздать в Подмосковье подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, что находится в Палестине. Замысел Никона был в том, чтобы запечатлеть события земной жизни Христа в местности и архитектуре. Так холм, на котором стоит монастырь, стал именоваться Сион, к востоку от него расположился Елеонский холм, на севере — холм Фавор. Река Истра была переименована в Иордан. Внутреннее убранство храма также служило этой идее: там появилось своё подобие Голгофы, свой Камень помазания, а также и своя Кувуклия. Такое воплощение святых для христиан евангельских событий давало возможность простому народу совершить паломничество в Святую Землю, не выезжая за пределы Отечества. Претворение в жизнь этого поистине грандиозного проекта было трудным. Но в итоге монастырский комплекс поражал своей красотой и глубиной идеи всех, кто приезжал туда. В годы войны Новый Иерусалим сильно пострадал. Немецкие минёры взорвали собор, обломки которого разнеслись по Волоколамскому шоссе. Многие архитектурные памятники, иконы и изразцы семнадцатого века были навечно утеряны, но стены чудом остались целы. В 1990-е годы обитель начали возрождать, и сегодня любой православный паломник может, как и в те далёкие времена, поклониться святыням и ощутить причастность к истории, происходившей более двух тысяч лет назад.
Следующей остановкой одоевцев стало могучее северное озеро Селигер. Пологие его берега, поросшие тростником, над которыми возвышались высокие сосны, дали путешественникам приют. Утром следующего дня паломники отправились на остров Столобный, где расположена знаменитая Нило-Столобенская пустынь, основанная на месте, в котором жил святой преподобный Нил, отшельник и молитвенник, явивший образ благочестивой жизни. Этот красивейший монастырь с прочными жёлтыми стенами, и до революции был самостоятельным, то есть не получал дотаций от государства, имел собственное крепкое хозяйство. В советское время его постигла та же участь, что и многие другие храмы и обители – он был сильно разрушен и закрыт. Гранитные набережные, построенные вокруг монастыря, были уничтожены, а гранит отдан на строительство Московского метро. Поразительным порой кажется то, с каким холодным безразличием люди могут разрушать то прекрасное, что их предки бережно строили и собирали по крупицам, прилагая огромный труд. Неужели кто-то порадовался тому, что навсегда стёр с лица земли древний памятник искусства, попрал чью-то святыню, разорил за минуту то, что до него воздвигалось столетиями? Когда такое святотатство совершает враг, ещё можно с трудом оправдать, но когда свою историю уничтожает свой же народ – этому нет никакого прощения. Остаётся только восстанавливать и заново строить разрушенное. Так и Нило-Столобенская пустынь постепенно реставрируется и вновь обретает былую красоту и величие. Одоевские путешественники любовались святой обителью не только с острова, но и с озера, проплывая мимо неё на теплоходе.
Озеро Селигер оказалось не таким, каким многие его представляли. Оно состояло из множества более маленьких озёр и плёсов, соединённых реками. Причудливыми узорами на воде ложились островные архипелаги. Во время теплоходной экскурсии, можно было сойти на одном из островов и насладиться первозданной природой северного хвойного леса, устланного мхами и зарослями черники. Так был завершён второй день автопробега.
Третий и последний день поездки был посвящён посещению мемориального комплекса, построенного в честь памяти советских солдат, павших в ожесточённых боях под Ржевом. Более миллиона человек погибли там. В 2020 году был открыт памятник, представляющий собой двадцатипятиметровую фигуру солдата, переходящую в разлетающуюся стаю журавлей. Это место скорби не оставляет равнодушным никого. Вокруг памятника возведены курганы с запечатленными на них именами павших воинов. Читая эти имена, невольно содрогаешься от того, какое великое множество человеческих жизней унесла эта война. Одоевцы почтили память солдат, возложив цветы к мемориалу.
Так завершился очередной семейный автопробег, который составил более 1200 километров. Мне кажется, такие поездки очень важны, ведь они позволяют не только отдохнуть и пообщаться с людьми близкими по духу, но и прикоснуться к живой истории, посмотреть на Россию не со страниц учебников или экрана телевизора, а собственными глазами, поклониться святыням и вспомнить о великих человеческих ценностях: семье, любви и верности.
Екатерина Корочкина