Св.-Введ. Макар. Жабынский муж. монастырь

Свято-Введенский Макариевский мужской епархиальный монастырь.
Белевский район, Жабынь село.

SVYATO_VEDENSKAYA_MAKARINSKAYA_PUSTINВ пределах Тульской губерни,в Белёвском уезде, вниз по течению реки Оки, на. правом её берегу находиться Свято-Введенская Макарь.евская пустынь. Введенской она называется по главному храма обители, а Макарьевской-по её «возградителю» , жабынской-по речке того же названия, вытекающей из колодца Жабынца. Пустынь была основана в 1585 году в царствование Фёдора Ивановича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию, за скрепкою белевских писцов Никиты Григорьевича Ржевского с»товарищи»* В этой грамоте сообщается, что «государевы царевы и великого князя белевс­ких дворцовых сел писцы Никита Григорьевич Ржевский с «товарищи»дали старцу Онуфрию Жабынское городище под монастырь. Это возградитель Жабынской пустыни преподобный отец наш Макарий, родился в 1539 году, а преставился ко Господу на 84 году, в 1623 г.

Исторические события обители: Построение игуменом Тихоном Свято-Введенс-кого Собора в 1708 году. Принесение из с.Озёрска в обитель чудотворного образа Знамения Божией Матери в 1710 году.

Указ о приписке пустыни к Белёвскому Спасо-Преображенскому монас­тырю в 1723 году.

Упразднение обители в 1764 году.

Восстановление обители в 1776 году.

Установление иконостаса в Введенском Соборе в 1812 году.

Обретение мощей преп.Макария при перестройке Никольской церкви в 1816 году.

Построение Знаменской церкви при игумене Венедикте в 1825 году.

Освящение церкви нижнего и верхнего этажей пои Архиерейском доме в 1848-49г.г.

Прибытие в обитель на постоянное место-жительство Архиепископа Дамаскина в 1851 г.

Кончина Владыки Дамаскина в 1855г.

Издание архимандритом Леонидом Кавелиным историко-статистическое описание Жабынской обители в 1865 г.

Постановление игуменом Ионою деревянной раки с иконой преп. Макария над местом покоя его св. мощей в 1879 г.

Указ св. Синода о восстановлении чествования преп. Макария в 1888г.

Указ св. Синода о возвращении пустыни наименование «Макарьевской» в 1889г.

Освящение Макариевского Собора в 1895 г.

Особо почитаемые настоятели обители:

1.Строители-настоятель Герасим 17-го века:
2.Игумен Тихон с 1707 по 1722 гг:
3.Иеромонах Исаакий с 1776 по 1790 гг:
4.Монах Серафим с 1790 по 1800 гг:
5.Иеромонах Савватий с 1802 по 1805 гг:
б.Иеромонах Сергий с 1805 по 1811 гг:
7.Иеромонах Михаил с 1811 по 1821 гг:
8.Игумен Венедикт с 1821 по 1851 гг:
9.Иеромонах Нифонт с 1851 по 1859 гг:
10.Иеромонах Алексий с 1859 по 1860 гг:
11.Иеромонах Гамалиил с I860 по 1861 гг:
12.Иеромонах Феодосии С 1861 по 1875 гг:
13.Игумен Иона с 1875 по 1886 гг:
14.Иеромонах Илларион с 1886 по 1889 гг:
15.Иеромонах Игнатий с 188У по 1891 гг:
16.Игумен Иосиф с 1891 по 1900 гг:
17.Игумен Филадельф с 1900 по 1906 гг:
18.Иеромонах Сила с 1906 по 1908 гг:
19.Игумен Кирилл с 1909 по 1917 гг:
20.Архим. Макарий 1917 по 1919 гг.последний настоятель пустыни. Церковные иерархи прежде именовались Сарскими и Подонскими, а затем Крутицкими и Можайскими. С 1799г. образовалась самостоятельная епархия-Тульская и Белёвская.

Иерархи, поминающиеся в истории монастыря, следующие:
Митрополит Сарский и Подонский, Илларион, Епископ Сарский и Подонский Феодосии, Епископ Крутицкий и Можайский Амвросий, Епископ Коломенский и Тульский Афанасий, Епископ Тульской и Белёвской Мефодий, Епископ Тульский и Белёвский Симеон, Епископ Тульский и Белёвский Домаскин, Архиепископ Тульский и Белёвский Никандр, Епископ Тульский и Белёвский Иувеналий.

Известные светские лица в истории монастыря: Никита Григорьевич Ржевский, управлявший в Белёвском уезде дворцовыми имениями в 1585 г. И дал старцу Онуфрию Жабынское городище под строительство монастыря.

В 1615 г.преследуемые войсками Пожарского.полчища, под предводительст­вом пана Лисовского, избили братию Жабынской пустыни,а монастырь разорили до основания. В истории отмечается о том, что указом императора Петра Вели­кого в 1724 г. малобратные монастыри и пустыни должны быть упразднены. Императрицей Екатериной 1 В 172? г. издан Указ, которым отменяется прежней Указ об упразднении молобратных монастырей. Поминается в истории помещик Петр Иванович Черкасов, стоящий во главе прихожан монастырской церкви.

Святыни Жабынской пустыни:

Мощи преп. Макария находящиеся под спудом в его храме. Чудотворная икона Божией Матери Знамения перенесенная в 1711г. из с. Озёрска, Калужской губернии в Жабынскую пустынь. Есть святой источник, возникший по молитвам преп. Макария, в котором верующие исцеляются до сих пор.

Особенности устава и богослужений обители:

Богослужения совершались в монастыре ежедневно: и утром и вечером-чинно и благоговейно.

Главное внимание обращалось на внутреннее благоустройство обители, наведение порядка и поддержание у братии истинно монастырского духа. С этой целью прививалось братии любовь к чтению святоотеческих творений, открывались для пользовании монастырские библиотеки. За трапезой обители регулярно читалось «Житие Святых»,Пролог или иные поучительные слова. Всё это давало большое духовно-воспитательное значение монастыря на окрестных жителей и на посетителей пустыни.

По воскресным дням, по окончании вечерни, совершалось чтение акафиста перед чудотворной иконой Знамения Божией Матери и молебствие преподобному Макарию.

Установлены были торжественные крестные ходы в часовню на святом колод­це с Казанской иконой Божией Матери,а также Вознесенский крестный ход вокруг монастырских стен. Праздники праздновались в обители все, установленные Святой Церковью. Особен­но отмечались престольные праздники: Введение во Храм Божией Матери, Знаме­ние Божией Матери и праздники блаженной кончины и обретение мощей преподобного Макария.

Просветительская деятельность в обители проводилась постоянно ввиде проповедей, поучений, наставлений.

Земельные владения монастыря в конце 1б-столетия, известно, что кроме Жабынского городища, на котором был воздвигнут монастырь, старцу Онуфрию было отдано: пахатной земле, луга для сенокоса и лесной бор. Но угодия эти во время запустения обители в 17-столетии отошли от монастыря. В 1778г., вы­данном на землю землемером Василием Ладигиным, по межеванию числилось всего 23 десятины 1570 саж. В 1797г. к этой земле добавили монастырю ещё в Ченском уезде, пахатной земле 13 десятин 1890 саж. В 1909 г. в обители числилось земельных угодий: 45 десятин, в том числе: пашенной 23 десятины, усадебной 3 десятины, луговой 5 десятин, под лесом 1 десятина, под церковью 1 десятина, под кладбищем 1 десятина, неудобной 11 десятин. /Фонд Духовной Консисторией/

Время и причины упразднения монастыря. В 1917 г. разразившаяся в России революция, которая принесла огромные, ужасные народные бедствия. Особенно обращалось внимание на уничтожение ду­ховные и культурные рассадники- на монастыри. Не обошла стороной эта безбож­ная, разрушительная волна и Жабынский Монастырь, В 1919 г. обитель ещё существовала. Это видно из поданного настоятелен Жабынской пустыни архимандритом Макарием рапорт Епископу Тульскому и Белёвскому Иувеналию от 25 июня 1919 г., в котором автор рапорта просит архипастыря благословения на создание в пустыни артели с надеждой, что тогда никто не имеет право нас беспокоить и могут возвратить ПАСЕКУ 53 улья с пчёлами и всем инвентарём /Информационное письмо Тульский госуд. архив/

Итак,по сохранившимся преданиям,обитель просуществовала до 1921-1922г. В 30-х годах начался погром монастырских строений, сначала уничтожились постройки из деревянных конструкций, помещения подсобные хозяйства, а потом и каменные строения. Колхозные хозяйства, а также частные лица разбирали для своих потребностей: каменную ограду, которой была огорожена обитель, затем были разобраны колокольня, двухэтажный братский корпус, двухэтажная церковь с архиерейским домом.

Макариевский Собор был переоборудован в школу-интернат, а из Знаменской церкви были сняты купол со сводами и устроена в ней столовая. Таким образом оставшийся Свято-Введенский храм разрушился семидесятилетним запустением. В настоящее время из него остались одни стены.

В 1991 г. по просьбе Его Высокопреосвященства Митрополита Тульского и Белёвского Серапиона Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил открыть Свято-Введенскую Макарьевскую Жабынскую пустынь и назначить в ней наместника-строителя архимандрита Никона. С этого времени начались в пустыни проводиться восстановительные работы. Сначала, временно отстроили Знаменскую Церковь для того, чтобы можно регулярно совер­шать богослужения. Затем взялись строить, на старом фундаменте, двухэтажный братский корпус. Также ведуться восстановительные работы и в Макарьевском Соборе. Братский корпус и Макарьевский Собор покрыты оцинкованным железом и восстановлены на Соборе семь куполов. Кроме того, отреставрирована двухэ­тажная гостиница с кельями и трапезной. Построены хозяйственные, подсобные помещения.

Братии в обители в настоящее время: наместник, два иеромонаха, три инока и 6 послушников.

Все восстановительные работы в обители совершаются медленно, так как средств у нас нехватает, ибо обитель наша бедная, безприходная. За все прошедшие годы восстановительные работы совершались исключительно за счет Троицкого храма г.Белёва. В настоящее время от ЖабынскоЙ пустыни Троицкий храм отобрали.