В колонии прошла встреча священника Павла, настоятеля храма св. Анастасии Узорешительницы, и О.М.Сенина, заместителя председателя То ОРС с сотрудниками и осужденными.

Обращаясь к собравшимся, батюшка обозначил тему предстоящего разговора: «По установившемуся обыкновению, в марте месяце отмечается День православной книги. Надо ли говорить, как много значит для каждого из нас печатное слово. Мы приобщаемся к нему, начиная с Азбуки, учебников родной речи и литературы. Но для верующих людей непреложным авторитетом является Слово Божие, заключенное в Святой Библии, а так же труды отцов церкви, житийная и иная назидательная литература.

Так случилось, что в этом году все мы отмечаем знаменательную годовщину великой Победы. Она стала возможной благодаря крепости и стойкости духа нашего народа как на фронтах, так и в тылу. Во все пять лет военной страды наша Церковь этому неустанно содействовала. Надеюсь, что в выступлении Олега Михайловича эти темы получат достойное освещение». С установлением в октябре 1917 года богоборческой власти начались тотальные и жестокие гонения на Церковь. Своей целью они имели искоренение тысячелетней духовно-культурной традиции.

В 1932 году лозунгом безбожной пятилетки была провозглашена необходимость изгладить имя Бога в умах советских граждан до 1 мая 1937 года. К тому времени надлежало закрыть все действующие Церкви, синагоги и молитвенные дома. Началась непримиримая борьба по искоренению религиозных верований и обычаев, которые были привиты Церковью, семьей и традицией. С этой целью был создан союз воинственных безбожников, располагавший 3 тысячами ударных атеистических бригад. Эти беспошадные меры привели к упразднению 70-ти епархий, аресту сорока архиереев, к закрытию 95% храмов, существовавших в начале двадцатых годов. Однако,  по переписи 1937 года, верующими признало себя 1/3 горожан и 2/3 сельского населения. Несмотря на жесточайшие условия существования, Матерь Церковь в первые же дни войны проявила мужество, стойкость и способность ободрить и поддержать народ в военную годину. Тогда многим, из сражавшихся в окопах и самоотверженно трудившихся в тылу, приходило сознание, что без веры в Бога, невозможно будет одолеть столь страшного врага. Таким образом, православная вера, доселе гонимая, попираемая, осмеянная, сделалась действенной, духовно-укрепляющей силой для многих и многих.

Именно война побудила власть придержащих осенью 1943 года допустить избрание Патриарха, которым стал митрополит Сергий Страгородский. До этого в течении 18 лет патриарший престол оставался не занятым, а текущее руководство Церковью совершалось местоблюстителем. 4 сентября 1943 года состоялась встреча трех иерархов Церкви со Сталиным. В итоге уже 8 сентября был собран Архиерейский собор, избравший главой русской церкви митрополита Сергия Страгородского. Тогда же была достигнута договоренность повсеместного открытия приходов, духовных школ, возобновление издательской деятельности, освобождение из тюрем и лагерей ряда епископов и священников.

Политическое руководство страны вынуждено было пойти на такого рода меры в связи с предстоящим освобождением от врага территории Украины и Белоруссии, где немцы открывали храмы для богослужений. Население этих областей необходимо было убедить, что освободители не возобновят практику гонений и репрессий на духовенство и мирян. В своем выступлении Олег Михайлович привел конкретные примеры героизма священников, как на фронтах, так и на оккупированных территориях. Собравшиеся узнали, что по призыву священноначалия, за годы войны верующие собрали огромные денежные суммы. Эти средства пошли на создание танковых колонн и эскадрилий.

Патриотические чувства и дела духовенства и мирян побуждали власть идти на уступки.  В частности стало возможным отмечать церковные праздники. Весной 1942 года Пасха впервые была отпразднована  широко и открыто. Очевидные перемены появились и в действующей армии. В частности, были возвращены офицерские звания, погоны, какарды.  За ратное мужество стали награждать орденами Александра Невского, Суворова, Кутузова, адмиралов Ушакова и Нахимова. Новоучрежденный орден славы явился аналогом Георгиевского креста.

Положительные подвижки в церковно-государственных отношениях в итоге сказались на укреплении правового, материального и политического положения Церкви. Это позволило защитить духовенство и мирян от репрессий, повысила авторитет и признание православной веры в народе. Таким образом, промыслом Божием, война, ставшая тяжким испытанием, спасла Церковь Христову от дальнейшего уничтожения. Поэтическим завершением встречи стали стихи военных лет, которые очевидным образом впечатлили присутствующих. В завершении отец Павел и Олег Михайлович вручили собравшимся журналы и книги.

Поделитесь в соцсетях!