Прихожане Свято-Никольского храма  поселка Крапивна вместе с настоятелем иереем  Владимиром Рост посетили древний русский город Серпухов,  который впервые был упомянут в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. Город был основан на южных рубежах Московского государства, на границе Дикого поля.Он стоит у слияния речки Серпейки с Нарой, неподалеку от ее впадения в Оку. Иван Калита отписал Серпухов своему сыну Андрею. От него и происходит недолгий род князей серпуховских. На высоком холме над Нарой Владимир Андреевич, сын первого удельного правителя Серпухова, в 1374 г. поставил деревянный град, предчувствуя грядущие битвы с Ордою. После Куликовской битвы князя нарекут Храбрым, а пока он всячески заботится об укреплении своего города. Понимая роль Серпухова в деле защиты южных рубежей Московии от набегов степных кочевников, Иван Грозный повелел построить в Серпухове белокаменный, треугольный в плане Кремль с 5-ю башнями и 3-я полубашнями. Почти 4 столетия Кремль стойко переносил вражеские нашествия, пожары, людское небрежение и был разобран на стройматериалы для московского метро по приказу всесильного сталинского сатрапа Л.Кагановича. Лишь небольшой фрагмент стены уцелел от некогда грозной крепости.

Древний град стоял на Красной (т.е. Красивой) горе. Её склоны по сей день представляют собой внушительное зрелище.

На вершине Красной горы одиноко стоит собор Живоначальной Троицы. Первоначальный деревянный храм был возведен еще при Владимире Андреевиче Храбром, возможно, как памятник победы на Куликовом поле. Иван Грозный, немало заботившийся об укреплении Серпухова, приказал перестроить собор в камне. Его нынешний облик сложился в конце XVII века, когда архимандрит Спасо-Андроникова монастыря Феодосий, в прошлом священник собора, выделил средства на реконструкцию в модном в ту пору стиле «нарышкинского барокко». Наконец в 30-40-х годах XIX века к собору были пристроены классицистические приделы во имя Димитрия Солунского и Николы Чудотворца в память о церквах, стоявших прежде на Красной горе. Еще совсем недавно в соборе находилась экспозиция местного музея, но с конца 2011 года музей перебрался в гораздо более удобное здание, а в соборе возобновились службы и началась реставрация.

Красная гора господствует над Серпуховом, с нее открываются замечательные виды на окрестности. Над крышами старых домов поднимается величественный собор Николы Белого.

А к северу от Красной горы за «перекопом» выстроились в ряд посадские храмы: Успенский, Ильинский и Троицкий.

Успенская церковь издалека кажется старинной, но её возраст выдает колокольня. Она была построена на месте деревянного храма в 30-40-е годы XVIII века. В 1817 году в храме случился пожар. 30 лет спустя серпуховский фабрикант Николай Максимович Коншин, чья мануфактура находилась поблизости, перестроил Успенскую церковь в русско-византийском стиле. Освящение состоялось в 1854 году.

Краснокирпичная церковь богато украшена резными белокаменными деталями. Особо выделяется крыльцо, украшенное спаренными резными колонками и типичной для русского зодчества «гирькой», иначе именуемой вислым камнем.

Самый старый храм на посаде — Троицкий, возведенный в1670 году и очень похожий на московские посадские церкви времен Алексея Михайловича. В 1714 году в трапезной был освящен придел во имя св. Василия Блаженного, напоминающий о тесных связях Москвы и Серпухова.

Но больше всего нам понравилась Ильинская церковь, построенная в 1748 г.на средства купцов Поповых. Этот храм оказался единственным в Серпухове, который избежал разорения в советские времена.

Над Калужской улицей с ее маленькими домиками вздымается в небо колоссальный храм Николы Белого. Первоначально здесь стояла деревянная Никольская церковь, упомянутая в описях 1552 и 1620 гг. В середине XVII века ее перестроили в камне, отчего и получила она прозвание Никола Белый. Это был первый каменный храм на серпуховском посаде. В 1831 году церковь решено было перестроить. На сохранившихся чертежах видны подписи арх. Таманского и Шестакова. Строительство началось в 1835 году и продолжалось 22 года. Храм Николы Белого являет собой блестящий образец московского ампира.

В 1924 году в храме побывал патриарх Тихон и присвоил ему статус Кафедрального собора. Но 5 лет спустя воинствующие безбожники закрыли собор. Его иконы, по воспоминаниям старожилов, были сожжены на льду реки Нары.  Лишь в 1995 году в храме возобновились богослужения. Собор поставлен на крутом обрыве и укреплен мощной подпорной стеной.

На окраинах Серпухова по сей день стоят монастыри-сторожи:Высоцкий и Владычный.
По пути к Высоцкому монастырю можно завернуть на ул. Чехова, к бывшей усадьбе купцов-старообрядцев Мараевых, в которой расположилась Серпуховская картинная галерея, уникальная для районного городка. Из-за принадлежности к старой вере брак Анны Васильевны Мараевой считался недействительным с юридической точки зрения. Чтобы выиграть судебную тяжбу о наследстве, Анне Васильевне пришлось приобрести коллекцию западноевропейской живописи Ю.Мерлина — камергера Высочайшего двора, влиятельного чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе. Мерлин остро нуждался в деньгах и, очевидно. немало поспособствовал «решению вопроса» купчихи Мараевой. Вообще то Анна Васильевна не чуралась собирательства, но ее интересовали старопечатные книги и древние иконы, а коллекция «греховной латинской» живописи, однажды купленная, более не пополнялась. В 1920 г. на основе национализированной коллекции Мараевой был открыт художественный музей, в который попали работы Рокотова, Левицкого, Саврасова, Поленова, Шишкина, вывезенные из национализированных барских усадеб. Несмотря на приверженность к старой вере, Анна Васильевна пристроила к своему родовому гнезду модный эклектичный по проекту Р.И.Клейна дом

После Манифеста Николая II Мараевы возвели на соседнем участке старообрядческую церковь Покрова Богородицы поморско-федосеевского согласия. Её построил модный московский архитектор М.Пиотрович.

Высоцкий монастырь был основан еще в 1374 г. по просьбе князя Владимира Андреевича самим Сергием Радонежским. Поставили его на Поклонной горе к югу от города. После Куликовской битвы князь серпуховский, нареченный народом Храбрым, приказал построить каменный собор и трапезную в честь этой победы.

Итоги Куликовской битвы были подведены в «Сказании о Мамаевом побоище»:
Кони ржуть на Москве
В бубны бьють в Серпухове
В трубы трубять в Коломне
Гремит слава по всей земле Русской.
Величественное ампирное сооружение было закончено в 1840 г. Строилась колокольня по проекту архитектора Малютина.

Изначальный каменный собор, освященный в 1381 году, был разобран «за ветхостию» в XVI столетии. на его месте стоит храм времен Ивана Грозного, освященный во имя Зачатия Пресвятой Богородицы. Рядом с собором стоит Никольская церковь.

Мощные каменные стены с 4-мя башнями были возведены в XVII веке во времена Алексея Михайловича. Их длина составляет 510 м, а высота достигает 10-12 м. Несмотря на то, что южные границы уже отодвинулись к Дону, угроза нападения степняков не миновала. Монастырские укрепления впечатляют, но из-за них почти ничего не видно. Справа от башни видна находившаяся на реставрации  интереснейшая Всехсвятская церковь 1900 г.  Она была построена как усыпальница фабрикантов  Коншиных по проекту знаменитого Р.И.Клейна.

В наше время Высоцкий монастырь получил колоссальную известность по всей России. Здесь находится чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая чаша»,

Пройдясь по монастырю и полюбовавшись на красивые виды, еще более притягательные в своей недоступности, отправились во Владычный монастырь, находящийся напротив Высоцкого монастыря на противоположном берегу Нары. Его основал митрополит Алексий еще в 1360 г. Митрополита на Руси всегда величали Владыкою — отсюда и происходит название монастыря. Спустя 2 года после основания здесь поднялись первые на Серпуховской земле каменные сооружения — собор и трапезная. В ту пору на месте Высоцкого монастыря еще шумел дремучий лес, а будущему герою Куликовской битвы Владимиру Андреевичу было всего 9 лет. Владычный монастырь находился в тени богатого и знаменитого Высоцкого вплоть до конца XVI в. В 1598 г. Казы-Гирей, прознав о смерти Государя Федора Иоанновича, собрал огромную орду и, взяв с собою 20 тысяч султанских воинов, собрался в набег на московские земли. В ответ Борис Годунов собирает войско численностью до 500 тыс. воинов согласно оценке французского наемника капитана Якова Маржерета, служившего российскому престолу. Русское войско расположилось в окрестностях Серпухова. Борис Годунов выбрал Владычный монастырь в качестве своей ставки. Спустя некоторое время на русских рубежах вместо огромной орды появилось посольство крымского хана. Ханские мурзы и бики ехали по Руси как сквозь огромный военный лагерь. Везде они видели вооруженные отряды и блеск оружия, в лесах слышались оклики караулов и пальба из пищалей. Когда послы достигли Серпухова, их проводили до государева шатра, где они  узрели огромное войско, готовое к битве. Придя в себя от изумления, татарские послы били челом Борису Годунову, сказавши что хан желает «вечного мира с Москвой и отдает себя во власть русского царя». Некоторые историки считают эту бескровную победу ключевым звеном пропагандистской кампании ,завершившейся венчанием Бориса Годунова на царство. После этих событий Владычный монастырь был полностью перестроен в камне на средства Бориса Годунова.
Войти в монастырь можно через врата, увенчанные крошечной Спасской церковью конца XVI века.

В то же время был возведен главный Введенский собор монастыря. Трапезная с шатровой Георгиевской церковью и 2-х пролетной звонницей стоит к северу от собора. Строительство в монастыре храма св.Георгия связывают с чудом, случившимся во время стояния Бориса Годунова на Оке в 1598 г. Однажды ночью Св.Георгий выехал из монастыря на белом коне и обратил в бегство подступавших к городу врагов.

В Бывшей поварне, занимавшей подклет трапезной,   освящена церковь иконы Богородицы «Неупиваемая чаша». Здесь находится список главной серпуховской святыни явившейся во Владычном монастыре и находящейся там по сей день.
От Владычного монастыря открывается замечательный вид на уже знакомый нам Высоцкий монастырь.

При посещении городов  Святой Руси  и их святынь в серде  русского человека поселяется великая радость и глубокое понимание, что без веры Православной и Божьей Благодати  не было столь великого народа и его страны. По окончании нашей поездки, мы благодарили Бога за милосердие к нашему народу и Великой Православной стране.

Поделитесь в соцсетях!